Оболочки внутреннего ландшафта
Anna Nova Gallery, Санкт Петербург

Лауреат премии Курехина 2022
лучшее произведение визуального искусства
«Оболочки внутреннего ландшафта» — персональная выставка московского художника Дмитрия Каварги, который долгое время обращался в своих работах к темам апокалипсиса и краха человеческого мира, словно предчувствуя грядущие перемены. Сейчас, когда идея глобального мироустройства рушится прямо на глазах, Каварга предлагает задуматься о своих корнях, обратившись к методу интроспекции. 

По мнению художника, природный ландшафт — это место сосредоточения памяти и истории. Убегая из города и отправляясь в путешествие по северным лесам и полям, Каварга проецирует собственные информационные наслоения на пейзажи. «Бесконечные всполохи событий, исторический эпос и сказания о народном быте, образы писателей и ученых, трагедии отдельных судеб и целых поколений, жертвы войн, революций и репрессий, сложные механизмы, сны детства — все это словно подшито в особую мерцающую многомерность, созерцаемую моим глазом», — рассказывает художник.


Проект повествует о синтезе культурного и природного, в котором художник декодирует исторические корни нашей цивилизации, зашифрованные в окружающей среде, будь это изгибы корневищ поваленных деревьев или тишь болот. Культурное знание наслаивается на окружающую среду, создавая внешний и внутренний ландшафт. 

Экспозиция включает живописные работы из нового цикла «Оболочки внутреннего ландшафта», в котором художник деконструирует традиционное понимание картины в жанре пейзажа, прорубая в холсте «дыры» и заселяя их узнаваемыми каваргианскими веществами, вставками внутреннего ландшафта. Работы носят межжанровый характер: это уже не картины, но еще не скульптуры.
Они, скорее, материализованные фрагменты мыслительных процессов, впечатлений и осколков восприятия мира художника. Центральной работой выставки является семиметровая инсталляция «Глубинное вещество», отсылающая к недрам земли и репрезентирующая тщетность человеческих устремлений, которые принимают циклическую форму созидания и разрушения.

ОБОЛОЧКИ ВНУТРЕННЕГО ЛАНДШАФТА

Проплывая на своём каноэ по лесной реке 
или блуждая в еловом буреломе, 
я наблюдаю за проекциями своих информационных наслоений, 
что вплетаются в изгибы корневищ поваленных деревьев, 
спрессованную тишь болот, полёт торопливой птицы. 

Похожее на яичную скорлупу сознание городского человека, 
беспощадно зацикленное на процессе внутри себя, 
вдруг оказывается снаружи. 
Теперь оно — мягкий импульс эхолота, 
пронизывающий толщу пейзажа до самого его исторического дна
или даже дальше. 

Бесконечные всполохи событий, 
исторический эпос и сказания о народном быте, 
образы писателей и учёных вместе с их творениями, 
трагедии отдельных судеб и целых поколений, 
жертвы войн, революций и репрессий 
и тут же лица друзей, сложные механизмы, сны детства — 
всё это словно бы подшито 
в особую мерцающую многомерность 
созерцаемого моими глазами 
ландшафта русского Севера. 

Дмитрий Каварга
Явление побоища
в частной коллекции
122х200х4см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола

Явление древа
200х122х4см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола


Озеро Павдиско
в частной коллекции
122х200х4 см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2022
Озеро Белое
122х200х4 см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2023
Озеро Воробино
122х200х4 см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2023
Психоделический ландшафт
122х200х4 см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2024
На самом дне черные окуни
122х200х4 см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2024
Болотина реки Пелгас
122х200х4 см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2024
Человеческое вещество, 2020
оргстекло, 3D печать, пластик, 93Х15

в частной коллекции
Осязание чуда
100х150см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2022
серия 'Архивация постчеловеческого компоста'
Весеннее Вещество (Колба 7)
в частной коллекции

полимеры, 3D печать, оргстекло, акрил, 92x15, 2019

Предчувствие
100х122см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2022
По следам летнего путешествия по реке "Вытмуса"
из оз. Оренженское в оз. Шокшозеро
100х122см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2022
Явление внутреннего конфликта
в частной коллекции
122х200х4 см, алюминий, масло, 3D печать, полимерная смола, 2022
Зима 2021
в частной коллекции
26х26х3,5 см, алюминий, 3D печать, полимерная смола, 2022
Глубинное вещество
120 x 450 x 200 cm, полимеры, моторы, цветные жидкости, 3D печать

Я «слышу» настойчивые гулкие ритмы,
возможно, гигантской подземной машины. 
Биоморфная, испещрённая многочисленными 
отверстиями и вырубками материя, 
сердцевину которой пронзает 
шевелящаяся материя иного рода. 

Это эластичная тёмная субстанция, 
состоящая из огромного множества фигурок людей. 
Её движения подобны сокращениям земляного червя, 
сегменты которого то натягиваются и удлиняются, 
то сжимаются в складчатые морщины.

Колоссальная многомерная субстанция, 
живая смесь индустриальной и органической стихий. 
Это пульсирующее глубинное вещество, 
питающее своими драгоценными соками нашу городскую реальность,
гораздо объёмнее любой социальной актуальности 
и идеи существования. 
И вместе с тем оно продолжает питать собой 
жизнь человеческой субстанции,  
оставляя надежду на всходы долгожданной 
и предощущаемой 
новизны…

Каварга Д. 2022

В тексте, посвященном американской эко-блэк-метал группе «Wolves in the Throne Room», философ Тимоти Мортон говорит о важности «образа мира» в современной экологии. В интервью уже сами музыканты рассказывали, что пытаясь изобразить экологическую ситуацию через технические средства (гитары, усилки, современный цифровой мастеринг), они становятся «вратами лицемерия» (gates of hypocrisy). Соединить неприродное, синтетическое, полимерное с ландшафтами Земли необходимо для того, чтобы испытать особое чувство, о котором говорили «Wolves in the Throne Room» — негативный катарсис.
Глубинное вещество
Anna Nova Gallery, Санкт Петербург 14 июня - 7 августа 2022
Мы испытываем негативный катарсис на краю цивилизации, на краю диалектики Просвещения, обрушивая всю науку и все наши изобретения в ностальгию по убитой природе. Мы также знаем, что для экологического металла важно строить всю систему звучания на реверберации — именно она создает пространственный, даже телесный опыт, который ты испытываешь, попадая в тронный зал, где на месте королей сидят семь волков (как в известном записанном сне Человека-Волка Зигмунда Фрейда).

Так и работы Дмитрия Каварги вполне вписывается в эту идею образной дистопической экологии. Его уже известный метод создания биоморфных фактур и рельефов дает ощущение скульптуры (и, в данном случае, живописи) как звукового, ландшафтного негатива с того пространства, где эти объекты появляются. Это скульптура, сформированная не в соответствии с медиальными особенностями (давление, вес, контрапост), а в соответствии с внешней выставочной атмосферой, где объем лепится длиной оттолкнутой волны, возвращающейся от стен выставочного места. Интересно, что Каварга, тщательно избегающий публичности, сам становится собственной скульптурой. Это — скульптура эха природы.

Борис Клюшников



This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website