Скульптуры | Реакция и пресса
Атлеты неофутуризма, KazanMall 2020
куратор проекта Гузель Файзрахманова
«Музейная линия», Санкт Петербург 2019 / куратор Лиза Савина
«Полимерный Офсайд», Парк Музеон 2018 / куратор Ксения Владимирова
Гузель Файзрахманова, искусствовед, куратор проекта Атлеты Неофутуризма:

20 июля 2020 года на территории торгово-развлекательного центра «Kazan Mall» открылся паблик-арт проект «Атлеты неофутуризма» московского художника Дмитрия Каварги. Экспозиция из 5 полимерных скульптур («Капитан», «Вратарь», «Защитник», «Нападающий» и «Судья») высотой от 3 до 4,5 метров развернулась на площадке перед главным входом на фоне эффектного ажурного светового фасада, элементы которого воспроизводят орнамент, напоминающий рисунок пчелиных сот.
Проект был создан в 2018 году к Чемпионату мира по футболу и экспонировался впервые в парке «Музеон» в Москве, в 2019 году – в Санкт-Петербурге перед выставочным залом «Манеж» в рамках проекта «Музейная линия». Третье явление скульптурных работ Каварги теперь уже в городском пространстве Казани – одновременно и просветительский проект, знакомящий горожан с практикой паблик-арта – искусства в общественном пространстве, и монументально-декоративный, поскольку биоморфные футуристические формы

фото Гузель Файзрахманова
полимерных скульптур подчеркнут инновационный характер архитектуры молла, привнесут необходимую для любого пространства/сооружения художественную составляющую. Возобновят утраченную в Казани практику единства архитектуры и монументального искусства.

Дмитрий Каварга сам себя называет «биоморфным радикалом» и посредством своих работ транслирует идею главенства природных, органических форм над человеком и его деятельностью. В данном проекте удалось реализовать этот месседж наилучшим образом – футуристическое по сравнению с соседствующей пятиэтажной застройкой здание, напоминающее огромный космический корабль, будут охранять (или приглашать внутрь) персонажи, внешне сходные с фантастическими инопланетными пришельцами. Их фантасмагорические тела – фрагменты единой некогда биомассы, распавшейся на 5 «сгустков», внутри которых словно бы продолжается процесс развития и перерождения разных форм жизни. Названия скульптур достаточно условны - хотя их пластическое решение вполне соотносятся с характеристикой образа и «Судью» сложно перепутать с «Защитником», все же каждый из них прежде всего не столько спортсмен, атлет, сколько собирательный образ формы существования человека или его новой версии в будущем.

фото lis_tochki
Дмитрий Каварга

На этом месте планировалась к установке специально создаваемая масштабная скульптура «Казанское вещество». Она явилась бы отростком-продолжением гигантского ландшафтного проекта, берущего своё начало от 21 метрового гибридного сооружения, возросшего в Вепсских лесах ленинградской области. Словно мицелий биоморфной футуристической грибницы, скульптура должна была вырваться из под земли перед самым входом в здание, проломив своим мускулистым телом асфальт и мостовые плиты. Вывинчиваясь из недр грунтовой толщи, она бы вытолкнула и напластования городской истории. Подняла в современность фрагменты ушедшей архитектуры, бюсты значимых деятелей культуры, политических лидеров и других персонажей разных эпох.
Однако, более агрессивная вирусная субстанция COVID-19 оказалась сильнее. Ей удалось инфицировать всю человеческую популяцию и оборвать уже прорастающее«Казанское вещество», которое так и осталось зачаточным эмбриональным отростком в ожидании благоприятных условий для следующей реинкарнации, нового «всхода»
Вместо него площадь на несколько месяцев захватят пять «Атлетов неофутуризма». Эти антропоморфизированные воины-стражи призваны не только «очистить» место от биологической напасти, но и «ощупать» восприимчивость городской среды к своей синкретичной барочной телесности. Будут ли они отторгнуты или безоговорочно приняты и объяты, станут ли органичны или простоят весь отрезок времени инородным пятном?
В любом случае и вне зависимости от результата, выставка окажется полезным пластическим опытом как для Казани, так и для автора.
Капитан
металл, полимеры, 305х120х120
Антропоморфную сущность скульптуры усиливают две идентичные головы – так называемые экорше Гудона (экорше дословно в переводе с французского – ободранный фр. écorché - «ободранный» от фр. écorce - «кора, корка», учебные пособия для художников, скульптурное изображение фигуры человека или животного со снятым кожным покровом, обнаженными мыщцами). Двухголовый капитан, в образе которого соединяются технологическая и биологическая части телесности человека будущего, самый энергетически мощный персонаж серии, превосходящий своей силой и харизмой даже «Судью».
Парк искусств Музеон переосмысливает главное событие лета 2018: во время проведения Чемпионата мира по футболу в парке открылся проект «Полимерный офсайд». Двухметровые скульптуры футболистов выполнены художником Дмитрием Каваргой. Полимерные фигуры капитана, вратаря, нападающего, защитника и судьи борються за мяч на одной из лужаек Музеона под открытым небом.

Дмитрий Каварга известен своей одержимостью биоморфными экспериментами. В его проекте «Полимерный офсайд» эстетика советских парковых персонажей прорастает в новой экспрессивной телесности. Источником вдохновения для художника стали классические скульптуры и фигуры легкоатлетов, которые расположены на территории Парка Горького и Музеона. Ксения Владимирова, начальник музейно-выставочного подразделения Музеона, работающая над проектом вместе с художником, уверена: временная экспозиция вдохнет «новую жизнь» в привычную атмосферу парка искусств МУЗЕОН для посетителей. «Считается, что искусство элитарно, и оно не для всех. Но если искусство появляется в общественном пространстве, статус места автоматически меняется, появляется доступный музей под открытым небом, возникает новая связующая сила между людьми».
Нападающий
металл, полимеры, 320х120х130
Динамичный силуэт атлета образует экспрессивный размах «ног»: мы видим условный шпагат, диагонально взметнувшийся по направлению к небу. Одна «стопа» героя энергично упирается в подиум, другая, заканчивающая линию диагонали, оказывается головой звездного футболиста Роналду – голова-стопа, мощно пинающая мяч высоко вверх. В «торс» фигуры включен также бюст Черчилля, перекочевавший из «Вратаря» (или наоборот).
Гузель Файзрахманова, искусствовед, куратор проекта "Атлеты Неофутуризма".
Вратарь
металл, полимеры, 325х150х80
Образ неофутуристического атлета пластически сформирован разнообразными биоморфными образованиями: верхняя часть фигуры представляет собой крупный сложный объем, нижняя часть – опорная, опутана пуповиной, питающей удивительный плод во чреве – им неожиданно оказывается миниатюрный Карл Маркс. Компанию вождю мирового пролетариата составляет один из премьер-министров Великобритании - Уинстон Черчилль, чей бюст, завершающий горизонтальную ось композиции, принимает удар нападающего вражеской команды.
Гузель Файзрахманова, искусствовед, куратор проекта "Атлеты Неофутуризма".
Защитник
металл, полимеры, 290х120х100
Геометризированная фигура, состоящая из множества кубических объемов разного размера, согнувшаяся навстречу противнику, больше напоминает окутанного плащом пилигрима, сопротивляющегося порыву ветра, нежели несокрушимого атлета. Но защитную функцию этот биоморфный персонаж все же выполняет – он бережно скрывает в «коконе» в верхней части своего «торса» бюст Сталина, метафоризируя тему зарождения и развития диктаторской власти в недрах не подозревающего о своем будущем социума.
Гузель Файзрахманова, искусствовед, куратор проекта "Атлеты Неофутуризма".
Судья
металл, полимеры, 420х120х120
Самая визуально устойчивая – опирающаяся на мощные «ноги», и высокая фигура из всех персонажей серии. Возвышаясь над другими объектами, атлет-судья держит в поле зрения всех членов команды, что, собственно, нетрудно – ведь его длинная вытянутая шея-позвоночник, словно грибница, проросла многочисленными головами Ленина. Две из них, намного превосходящие размерами остальные, венчают эту «вертикаль власти» и зорко следят за процессом игры.
Гузель Файзрахманова, искусствовед, куратор проекта "Атлеты Неофутуризма".
Публикации

"С кем это согласовано?": скульптуры Дмитрия Каварги вновь попали под раздачу.

Активистка КПРФ провела акцию протеста у композиции с головами Ленина — ради этого она приехала в Казань из села Усады.
Днём 6 августа пенсионерка Нягрифя Алеева вышла в одиночный пикет у скульптур авторства Дмитрия Каварги "Атлеты неофутуризма". В руках женщина попеременно держала плакаты "Ленин является основателем ТАССР!!!" и "Каварга!!! Не коверкай историю".

Idel.Реалии
06.08.2020

"То, что творится в Казани, я бы сравнил с разлившейся цистерной токсичных веществ"

"Такое количество брани, угроз, проклятий, призывов физической расправы со скульптурами и автором в комментариях я не припомню", — так оценил реакцию на свою казанскую выставку "Атлеты неофутуризма" Дмитрий Каварга. Участники крестового похода, объявленного казанским горкомом КПРФ художнику, действительно не стесняются ни в выражениях, ни в советах, что именно надлежит сделать с автором спорных работ. Дмитрий поделился с "Idel.Реалии" мнением, что они "сражаются с мнимыми угрозами в своих головах", а кроме того заявил, что видит в столь бурной реакции на свои работы "почти донкихотство".

Татарстан
30.07.2020

КОММУНИСТЫ КАЗАНИ ТРЕБУЮТ УБРАТЬ С ГОРОДСКИХ УЛИЦ ПАМЯТНИКИ-МОНСТРЫ С ЛИЦАМИ ЛЕНИНА И СТАЛИНА

На одной из площадей Казани недавно появилось сразу два памятника первым руководителям советского государства – Ленину и Сталину. Но не стоит радоваться! То, что вы видите на фото, – это именно они!
_
Творения очередного так называемого «современного автора» из серии «я художник, я так вижу» Дмитрия Каварги буквально поразили общественность Казани. Скульптура под названием «Атлеты неофутуризма» состоит из фантасмагорических чудовищ, составленных, как Франкенштейн, из частей чьих-то тел, растений и голов людей, в том числе и лидеров советского государства.

Коммунистическая партия РФ (КПРФ)
28.07.2020

"Чья голова там окажется завтра?" Казанская КПРФ объявила войну скульптурам с Лениным и Сталиным

КПРФ объявила крестовый поход против скульптур авторства Дмитрия Каварги, установленных в Казани 20 июля. Коммунисты считают, что для немедленного демонтажа "омерзительных трудов" нужна лишь политическая воля, а уж подходящая статья при желании всегда найдётся. При этом депутат Казгордумы Алексей Серов считает, что в вопросах искусства всегда лучше перебдеть. Потому что если сегодня такие скульптуры венчают головы Ленина и Сталина, то завтра на их месте вполне может оказаться голова президента РФ Владимира Путина.

Татарстан, Июль 30, 2020, Андрей Григорьев

ИЗБАВИМ КАЗАНЬ ОТ УРОДСТВ «УНИСТРОЯ»!
ЗАЯВЛЕНИЕ КАЗАНСКОГО ГОРОДКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КПРФ по вопросу размещения «памятников» на площади у торгового центра на улице Павлюхина.

Общественность Казани поражена очередным творением так называемых «современных художников». К нам поступают многочисленные обращения казанцев, шокированных новыми архитектурными выкрутасами. Хотя казалось, что после таких диких скульптур, как «Конь-страна» на Баумана или драконов у «Чаши» казанцев сложно удивить, инициаторы новой выставки смогли это сделать. И удивление это - со знаком жирного минуса.

Татарстанское Региональное Отделение Коммунистическая Партия Российской Федерации
27.07.20

«Это сатанизм какой-то!»: Казань пребывает в культурном шоке от уличных чудовищ с головами Ленина и Сталина

Не успели казанцы подивиться на серебряных гуманоидов, которых «высадил» на улицы самодеятельный скульптор, как нас подстерег новый культурный шок. На улице Павлюхина перед еще не открытым торговым центром Kazan Mall появилась уличная экспозиция «Атлеты неофутуризма».

Вечерняя Казань
24.07.20

Самая странная выставка к мундиалю: Загадочный скульптор изваял футболистов из полимеров в виде неких субстанций
Чемпионат мира по футболу в России – событие, безусловно, грандиозное, и у каждого к нему свое, особое отношение. А для прогрессивного художника-скульптора Дмитрия Каварги проведение в стране ЧМ-2018 стало поводом взглянуть на футбол сквозь призму науки, искусства и биоморфных конструкций. И «вырастить» это свое видение из полимеров.

Культурология
23.06.18

Новые скульптуры Дмитрия Каварги установлены в парке «Музеон»

В сквере напротив главного входа в Новую Третьяковку заняли свои позиции на поле биоморфные Капитан, Вратарь, Защитник, Нападающий и Судья...

ARTinvestment.RU
05 июня 2018

В Петербурге открывается уличный проект «Музейная линия»

Сегодня в Петербурге открывается уличный проект Манежа «Музейная линия». Старт проекту даст выставка скульптур художника Дмитрия Каварги, которая расположилась на улице Якубовича.

Новости Санкт-Петербург
06 июня 2019

Стартовал проект «Музейная линия»


4 июня на бульваре по улице Якубовича у здания ЦВЗ «Манеж» мы стартовал городской проект «Музейная линия». В торжественном открытии приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгин, председатель Комитета по развитию туризма Евгений Панкевич, директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара, автор идеи проекта Анна Ялова, представители художественного сообщества, журналисты и горожане.

Санкт-Петербург, карта гостя
05 июня 2019

У «Манежа» открыли уличное арт-пространство. Там выставили скульптуры Дмитрия Каварги

Сегодня на улице Якубовича у стен ЦВЗ «Манеж» открывается уличное арт-пространство «Музейная линия». На площадке будут размещать временные экспозиции современного искусства.
Посетителям первой выставки представили скульптуры Дмитрия Каварги. До 10 сентября на улице Якубовича можно будет увидеть его работы из серии «Токсикоз антропоцентризма».


The Village
04 июня 2019

Гриб — уже не только Ленин: у «Манежа» выросли «инопланетные» скульптуры Сталина, Черчилля и Маркса

Именно в этом квартале — от Манежа до Новой Голландии — деятели современного искусства решили проложить «музейную линию». «Застрельщиками» выступили художники, объединившиеся в команду Paradise Engineering, а проект назвали «Новая культурная география». Что отрадно, проект получил поддержку властей — в открытии участвовали вице-губернатор Владимир Княгинин и глава Комитета по туризму Евгений Панкевич. В их присутствии директор «Манежа» Павел Пригара неоднократно подчеркнул в своей приветственной речи: современное искусство должно выходить в город и становиться частью эстетики — как это уже давно происходит в современных мегаполисах.


Афиша
05 июня 2019

Проект «Новая культурная география»

Экология, антропология, ботаника, биоэтика. Забудьте, наконец, о делении на физиков и лириков — искусство уже вовсю питается наукой, ну или хотя бы ей подражает. Это демонстрирует проект «Новая культурная (опять-таки!) география», вырастающий в эти дни в центре Петербурга — прямо на улицах или в не приученных к contemporary art'у пространствах. «Проектирование рая» — первая выставка в рамках проекта.


Новости
05 июня 2019

Новый арт-маршрут в центре Петербурга: spa-инсталляция, кафе с лекциями у «Манежа» и «шаман-дерево»

Петербургские художественные и научные институции объединились в программу «Новая культурная география» и придумали новый городской маршрут-выставку: современное искусство выходит на улицы и заходит в пространства, где раньше не выставлялось


Собака.Ru
05 июня 2019

4 новые уличные выставки в центре Петербурга

В течение полугода в центре Петербурга появилось несколько открытых арт-зон. Часть уличных выставок (в Тележном переулке и у ЦВЗ «Манеж») организовали институции. Другие — прежде всего репродукции в переулке Радищева — являются низовой инициативой, по поводу их легитимности спорят не только коммунальщики, но и искусствоведы. The Village предлагает посмотреть, как выглядят эти пространства.


The Village
10 июня 2019

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website